• White Vkontakte Icon
  • White Facebook Icon
  • White Instagram Icon

Общественный проект «Привет, велосипед!» – объединение жителей Новосибирска, которые задают вопрос – «Как сделать город удобнее?»

И отвечают на него своей работой.

2012-2019

«Школьный проект»

Проект велопешеходной зоны у школы  рекомендации по созданию безопасной велопешеходной инфраструктуры вокруг средней школы №1 (ул. Владимировская, д. 15) в городе Новосибирске.

Почему школа

Скажем честно – Новосибирск осторожно подходит к созданию специализированной-обособленной велосипедной инфраструктуры, но ширина улиц и тротуаров позволяет делать её совмещенной с пешеходной. Тем более, дети до 14 лет могут передвигаться на велосипеде только по тротуарам. Но наличие тротуара не даёт гарантии комфорта и безопасности, ведь в любом случае возникают пересечения с другими транспортными потоками или существуют препятствия на тротуарах.

Почему школа №1

Символично, что мы начинаем со средней школы №1. У школы есть ряд особенностей, почему именно эта школа:
– школа готова к сотрудничеству;
– большинство учеников живут не далеко от школы;
– ученикам практически не надо пересекать дороги, только небольшое количество живёт через улицу Владимировская;
– необходимая модернизация не требует огромных работ, что отлично вписывается в статус пилотного проекта.

Этапы проекта

Первый этап

Изучение контекст и условий, которые, есть для передвижения пешком и на велосипеде на интересующем нас жилом массиве. В рамках первого этапа были проведены:
– исследование территории, включающее анализ инфраструктуры, маршрутов,
существующих проблем и возможностей;
– опрос учеников и родителей школы, по итогам которого мы поняли опасения,
пожелания будущих пользователей и точнее определили маршруты передвижения.

Второй этап

Разработка архитектурного проекта велопешеходной инфраструктуры: конструктивные решения, изменение транспортной схемы участка и т.д. Для работы над вторым этапом мы привлекли архитектора и генпланиста.
Отдельно в рамках этапа был проведён воркшоп с учениками школы, которые сделали свои предложения для архитектора.


Третий этап

Проведение обучающих занятий для детей по использованию велосипеда в городских условиях, о правилах дорожного движения и т.д. Также в школе будет размещена справочная информация о безопасном использовании велосипеда в городских условиях. Мы изначально включили этот этап, так как наша задача не только определить необходимую велосипедную инфраструктуру, но и подготовить детей к поездкам на велосипеде, чтобы это было комфортно и безопасно.


Четвёртый этап

Строительные работы по реализации архитектурного проекта.

Исследование

 

Работа над проектом началась с полевого исследования. Необходимо было не просто посмотреть на территорию сверху и увидеть, где ходят люди, где паркуют автомобили. Увидеть, где есть лужи и ямы на тротуаре, где стоят столбы, машины и реклама мешают комфортно идти, может где-то и вовсе нет тротуара и передвигаться приходится по проезжей части, на каких участках есть освещение и пандусы, где дети могут срезать дорогу до школы. Где лужи и ямы на тротуаре, где столбы, машины и реклама мешают комфортно идти, может где-то и вовсе нет тротуара и передвигаться приходится по проезжей части, где есть освещение и пандусы, где дети могут срезать дорогу до школы.

Карта использования велосипеда сегодня. 

Карта потенциального использования велосипеда при наличии инфраструктуры.

Результаты социологического исследования

Эскизный проект

 

По результатам проведенных исследований в первый этап проектирования вошла велопешеходная зона по ул. Владимировская, так как основная часть учеников выходит на нее по дороге в школу. Проект не предусматривает реконструкции улицы и тротуаров. Простейшим путем создания велосипедной дорожки вдоль существующей улицы является выделение части тротуара или предоставление ему статуса пешеходно-велосипедной дорожки.


По всему маршруту будут установлены знаки и нанесена разметка. Минимальная ширина велосипедной дорожки 1,5 м. Пешеходная часть при этом остается не менее 1,5 м. ширины. На участках, где ширина существующей полосы тротуара слишком мала для разделения ее на пешеходную и велосипедную части достаточной ширины, разметка не наносится. Должен быть организован удобный заезд на дорожку и съезд, которыми так же могут пользоваться родители с колясками и маломобильные группы населения. На тех участках, где сейчас есть возможность заезда и парковки автомобилей в пешеходной зоне, необходимо установить оградительные элементы, для разделения автомобилей, пешеходов и велосипедистов.

Школьный воркшоп

 

Воркшоп – одна из частей «Школьного проекта», вовлекающая в процесс разработки велопешеходной инфраструктуры стейкхолдеров (учеников, которые непосредственно будут этой инфраструктурой пользоваться).


Воркшоп – возможность найти решения, основывающиеся на уже существующем опыте пользователей. Конечно, архитектор и генпланист знают, как с точки зрения ГОСТов и СНиПов грамотно запроектировать городское пространство, но они могут не учесть стихийные парковки, быстро или слишком медленно едущие автомобили, короткий путь через двор. Это называется пользовательским опытом (user experience).


Именно он необходим для создания комфортной городской среды. Результаты воркшопа были переданы архитектору в виде технического задания и пожеланий от пользователей.

Вы можете скачать альбом с презентацией проекта (19 МБ, pdf).

Организаторы
Партнеры